Новое всегда привлекает много внимания, но куда больше интереса вызывают новинки отечественного автопрома. Последняя из них – пришедший на смену "классике" народный автомобиль Lada Granta стоимостью от 230 тысяч рублей. Чтобы оценить качество и внешность новой Lada, Авто.Вести.Ru отправились в Сочи.
Город встретил проливным тропическим дождем и штормовым предупреждением, но как это свойственно для Сочи, днем погода менялась каждые пятнадцать минут. То быстрый ливень, то теплые солнечные лучи, пробивающиеся сквозь облака. Но полюбоваться будущей олимпийской столицей не удалось, так как на данный момент Сочи представляет собой одну большую стройку с множеством пробок и объездных дорог. Поэтому представленная там Lada Granta взяла на себя все внимание приехавших из столицы журналистов.
Первое знакомство с машиной произошло на местном картодроме. Представители "АвтоВАЗа" выстроили два участка – небольшую трассу и традиционную змейку с заездом в боксы. Здесь "акулам пера" предстояло попробовать народный автомобиль в деле до выезда на городские улицы.
Первое впечатление от салона – дешево и сердито. Приборка наполнена информацией по минимуму, все указатели и рычажки перекочевали из "Калины". Кроме дефлекторов воздуховодов от Renault Logan и немного припухшего руля, которые тонко намекают на существование альянса Renault-Nissan-"АвтоВАЗ". Сильно улучшилось качество пластика в интерьере – все панели подогнаны добротно, никаких бросающихся в глаза зазоров и скосов нет, что, безусловно, радует. Жестко, грубо, дешево – да, зато качество отделки Lada улучшается на глазах.
Регулировка сидений – стандартная (рычаг для движения вперед-назад и "звездочка" для спинки). Для меня они оказались высоковаты, приходилось заметно тянуться к ручке МКПП. Попробовала пододвинуть кресло ближе, но колени уперлись в ступицу, которая, кстати, имеет регулировку по высоте, но ход у нее совсем маленький. В машине появился биппер, поэтому непристегнутый ремень безопасности и незакрытые двери вызывают гнев электроники, "Гранта" начинает издавать жалобные звуки, заставляющие послушно сделать все как надо.
Немного огорчили мягкие салонные сидушки аналогичные креслам Lada Kalina. При длительной езде, да еще и по неровной дороге, пятая точка прочувствует внутренние крепления сидений. Ни о какой поддержке поясницы здесь, понятно, и речи не идет. Зато кармашков и разного размера отверстий по сравнению с той же "Калиной" стало значительно больше, но из-за жесткости пластмассы все, что туда попадает, начинает греметь на весь салон. Явная оплошность – близкое расположение подстаканников к коробке передач. Я даже умудрилась больно прижать палец между рычагом КПП и бутылочкой йогурта в подстаканнике.
Места в салоне довольно много. При вольготно разложенных передних сиденьях сзади вполне комфортно разместятся два пассажира, но втроем друг друга придется толкать локтями. Хотя на большой салон "Лада Гранта" не претендует. По словам представителей "АвтоВАЗа", эта машина вообще по всем градациям стоит ниже, чем Kalina и Priora, которые должны быть дороже, больше и комфортнее. И если к первому определению вопросов нет, то вторые два точно под сомнением.
На тест-драйв из Тольятти в Сочи вазовцы пригнали восемь автомобилей в средней комплектации "Норма". Цена такой машины 256 000 рублей. Плюс к обычной версии "Стандарт", куда уже входит фронтальная подушка безопасности для водителя, "Норма" оборудована усилителем рулевого управления, регулируемой рулевой колонкой, бортовым компьютером, показывающим расход топлива, и центральным замком. Минус обеих версий – единственная кнопка электрозамка багажника находится в салоне. Для более дорогой комплектации "Престиж", которая будет доступна в 2012 году, появится возможность открыть багажник вручную. Также в дешевых версиях в салоне отсутствуют верхние боковые ручки. По словам инженеров, это было сделано для наибольшего снижения стоимости автомобиля.
Выстроенную конусами довольно широкую змейку Lada Granta прошла уверенно, легкий руль давал возможность для быстрого маневрирования. Для заезда в боксы требовалось включить заднюю скорость, но у меня это вышло только со второй попытки - чтобы "врубить" заднюю, рычаг нужно утопить, затем потянуть влево и вверх. Сразу о коробке. Ничего нового в 5-ступенчатой МКПП "Гранты" нет, это все та же до боли знакомая и совершенно никак не переработанная трансмиссия из "десятки" - длинные ходы, передачи втыкаются в пазы с усилием.
Выстроенная гоночная трасса картодрома позволяла проверить устойчивость Granta и даже, немного разогнав машину на мокром асфальте, насладиться заносами и ездой юзом. Конечно, "Гранта" - не спортивный автомобиль и ее поведение на треке это подтверждало, но мне хватило удостовериться в том, что авто держит связь с дорогой на скорости. Скорее всего, это заслуга усиленных стабилизаторов поперечной устойчивости. Но задняя часть автомобиля традиционно оказалась неустойчива в резких поворотах и покачивалась на скорости более 110 км/ч.
К слову о тряске. Даже когда "Гранта" находится в статичном положении, в автомобиле постоянно ощущается переменная вибрация от мотора, который плюс ко всему еще и не очень ровно держит холостой ход. Вибрация серьезно передается на коробку передач, и немного - на сиденья пассажиров. Для "Гранты" предусмотрено три варианта мотора. Первый - 1,6-литровый восьмиклапанный двигатель от "Калины" мощностью 84 л.с., второй - тот же мотор, но с облегченной шатунно-поршневой группой (90 л.с.), а также двигатель от Priora объемом 1,6 литра с 16 клапанами (98 л.с.).
На следующий день удалось поездить на "Гранте" по городу. Сперва я разместилась сзади, чтобы понять, можно ли отправляться на этой машине в более-менее длительное путешествие. Примостить голову на спинку кресла и поспать мне не удалось (подголовников, как водится, нет). Но пара часов в сидячем положении были вполне комфортными, места для ног навалом, боковые ручки в дверях имеются. Кстати, задние сиденья в случае чего можно сложить, тогда Granta превращается в настоящий рабочий автомобиль. Если судить на глаз, влезет не один велосипед. Хотя даже если не раскладывать объем багажника немаленький – 500 литров. Эксперимент с мнимыми мешками картошки показал, что в багажник "Гранты" влезет пять таких мешков и еще крупногабаритная коробка в придачу.
Езда по городу часто сопровождалась дождем, поэтому работа дворников была необходима. Сильный напор воды из форсунок разбрызгивает омывайку по всему стеклу. Дворники работают синхронно, без сбоев и непритяного скольжения. Зона очистки лобового стекла максимальна. А вот мертвая зона у дворников, что приятно удивило, минимальна.
Печка в "Гранте" как и во многих других "Жигулях" работает, как говорится, "на убой". Буквально десяти минут на полной мощности хватает для того, чтобы прогреть, если даже не перегреть, весь салон. Правда, большая мощность не спасает от обширного запотевания лобового стекла во влажную и мокрую погоду. Зато можно быстро подсушить, в случае необходимости, промокшие ноги. Учитывая тропические ливни Сочи, делать это пару раз приходилось. К слову, после непродолжительной утренней поездки на первой же остановке я заметила, что правый задний фонарь запотел процентов на тридцать – явный заводской брак.
Шумоизоляция салона, опять же по сравнению с другими моделями "Лада", претерпела изменения в лучшую сторону. До ушей пассажиров доносится гораздо меньше посторонних звуков, особенно это чувствуется водителю и переднему пассажиру. Сидя сзади, на скорости все еще хорошо слышно шум колес и дороги. В целом же неприятные и свистящие аэродинамические шумы, отвлекающие внимание, проникают в салон автомобиля только на скорости более 100 км/ч.
Везде, где моему экипажу удавалось остановиться, Lada Granta вызывала неподдельный интерес. И главный вопрос, которым задавались сочинские зеваки, многие из которых без зазрения довольствуются продукцией "АвтоВАЗа", сколько стоит новинка. Услышав заветную цифру, прохожие расплывались в довольной улыбке – это действительно дешевый автомобиль. Кстати, очень порадовали двери "Гранты". Они не хлопают и не гремят, а ровно закрываются легким движением руки.
На первый тест-драйв народного автомобиля пожаловал и директор "АвтоВАЗа" Игорь Комаров. По его словам, презентация "Гранты" - настоящий успех компании за многие годы, и в хороших продажах автомобиля его создатели просто не сомневаются. Впрочем, не верить им сложно, так как машина, учитывая минимальную цену в 230 000 рублей, получилась неплохая. Мне стало любопытно, не боятся ли вазовцы того, что успех Lada Granta снизит продажи "Калины" и "Приоры", которые хоть и дороже, но внешне и по качеству, на мой взгляд, пока уступают "Гранте".
"Мы постараемся как можно быстрее обновить и "Калину" и "Приору". Lada Granta – начальное звено модельной линейки, она пришла на смену "классике" и семейству "Самара". Lada Kalina может обновиться уже через год, а "Приору" мы планируем поддерживать на плаву определенными дополнительными опциями, хотя не стоит забывать, что это машины разного класса и они не должны конкурировать между собой. "Приора" - хороший большой седан, а "Калина" - более дешевый вариант", - объяснил Игорь Комаров.
К слову, с 1 января "АвтоВАЗ" прекращает собирать седан Samara. "Классика" уже давно перекочевала на "ИжАвто", но и оттуда она (уже окончательно) она уйдет летом 2012 года. Поэтому по низкой стоимости "Гранте" тягаться будет не с чем. Хотя и при "живых" соседях в популярности новинки никто не усомнится, представителям прессы и маркетологам останется только подсчитывать ежемесячный рост продаж явного будущего лидера российского рынка.
Несмотря на некоторые изъяны, присущие всем автомобилям Lada, новая модель под названием Granta больше порадовала, чем огорчила. Стоимость машины позволит приобрести ее любому россиянину, который уже привык свыкаться с недостатками отечественного автопрома. Для бюджетной машины своего класса Lada Granta совсем неплохой вариант, более того, если выбирать рабочую лошадку, которая потребует минимум вложений, - лучший.